Главная » Статьи » статьи учителей |
Использование игровых технологийи приемов на занятиях по развитию речи и окружающему миру в школе раннего развития «Веселая пчелка» Е.Б. Левченко, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагог дополнительного образования МАОУ ДОД «ДЦК» г. Северодвинска. Современные стандарты утверждают деятельностный подход образовании, поэтому в работе с дошкольниками мы стремимся к формированию и развитию качеств, необходимых для овладения учебно-познавательной, интеллектуальной, творческой видов деятельности, таких как инициативность, самостоятельность, произвольность, творческое самовыражение. Несомненно, что решение столь трудных для дошкольников задач должно быть облечено в доступную форму. Такой формой является учебная игра. Проблема использования игровых технологий и приемов как средства формирования познавательного интереса у обучающихся дошкольного возраста хорошо изучена педагогами и психологами. Традиционными формамипроведения занятий по окружающему миру и развитию речи в школе раннего развития «Веселая пчелка» стали беседы с игровыми элементами; занятия-сказки; сюжетно-ролевые игры; занятия-путешествия; игры-иммитации; соревнования (состязания) и др.Кроме того сделать процесс обучения успешным и эффективным позволяют оригинальные праздничные программы: новогодние представления, масленичные гуляния, конкурсно-игровые программы к 8 Марта и 23 Февраля. Учебные игры используются на каждом занятии. Среди игр, развивающих интеллект и познавательную активность, можно выделить несколько групп:грамматические(пазлы-квадраты, пинг-понг),лексические(кроссворды, крестики-нолики, пазлы),фонетические(театрализация, обыгрывание звуков);орфографические(составление слов из букв, вычленение слов, кроссворды и др.), творческие и др.Большая роль отводится игровым рабочим тетрадям, а также интерактивным играм. С целью формирования познавательного интереса на занятиях я использую иотдельные игровые приемы. Приведу примеры некоторых. 1. «Повтори – не ошибись» Цель: актуализация знаний, развитие быстроты реакции, памяти, умения слышать и слушать, воспроизводить услышанное. Описание работы.Фронтальная работа, педагог называет ряд слов, объединенных общим признаком, ребенок должен повторить. Количество слов постепенно увеличивается. Например, зима, весна, лето, осень; яблоко, груша, апельсин, лимон, мандарин; понедельник, среда, суббота. Возможно включение «лишнего слова»: тюльпан, ромашка, роза, береза, нарцисс. Необходимо догадаться, какое слово является лишним и объяснить почему. 2. «Сказки живут рядом» Цель: эмоциональное стимулирование познавательного интереса Описание работы.Чтение сказки, вопрос: а может ли так быть на самом деле? Пример: чтение сказки о бобовом зернышке, из которого выросло растение до неба. А бывает ли так? А знаете ли вы, что самым высоким растением на нашей планете является ротанг (разновидность пальмы, высота 300 метров, это выше, чем самый высокий дом в нашем городе) 3. «Что к чему» Цель: развитие умения у воспитанников выявлять и объяснять связи между предметами. Описание работы.Предлагаю найти соответствие между словами, записанными в два столбика или нарисованными картинками. Пример.
или
4. «Свобода выбора» Цель: развитие умения оценивать свои возможности, доводить начатое дело до конца. Описание.Даю задание выполнить любое задание из подготовленных мной к занятию, а затем отчитаться. 5. «Подслушанные разговоры». Цели могут быть различными. В зависимости от того, какие сведения (известные или неизвестные детям) изложены в данном рассказе. Описание.Предлагаю детям прослушать разговор животных, птиц и т.д. Затем следует работа над этим текстом в зависимости от целей занятия. Пример. Читаю рассказ Н. Сладкова «Медведь и солнце». Затем задаю вопросы: в какое время года произошло это событие? Поему вы так думаете? Почему Медведь промочил штаны? 6. «Стихотворные знания» Описание: Сложные для запоминания сведения даю в стихах. Пример.Тема «Космос». Планеты Солнечной системы запоминаем в стихотворной форме. Игр очень много. Не обязательно использовать все, на объяснение правил игры уходит много времени, и в результате затраченные усилия не всегда окупаются. Педагогу достаточно иметь в своем распоряжении 15 – 20 игр, которые можно разнообразить варьированием заданий и степенью сложности. | |||||||||||||||
Просмотров: 826 | |
Всего комментариев: 0 | |