Главная » Статьи » статьи учителей |
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Детский фольклор» как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Т.М.Пугинская, педагог дополнительного образования МАОУ ДОД «Детский центр культуры» г.Северодвинск В настоящее время возрастает интерес к народному творчеству. Каждый жанр русского народного творчества - кладезь народной мудрости. И в каждом - огромный запас положительной энергии, направленный на созидание, а не на разрушение. Использование фольклора на занятиях позволяет детям сравнить «как было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в определенных ситуациях.Через народное искусство дошкольники познают традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщаются к его культуре. В МАОУ ДОД «Детский центр культуры» разработана дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Детский фольклор»по изучению народного календаря, которая включает в себя разделы: музыкальный (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки);бытовой (песенки, заклички, дразнилки, сказки,обрядовые произведения, страшилки);потешный (словесные игры, скороговорки, небывальщины, загадки);игровой (ролевые игры с текстом и без него, считалки, игры-импровизации). Фольклорные занятия воспитывают в дошкольниках умение ладить, прислушиваться, понимать, любить, прощать друг друга. В своей работе часто используем многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок, игр. Результатом деятельности является проведение календарных и фольклорных праздников. Стало доброй традицией проводить такие праздники как: «Покрова», «Рождественские посиделки», «Масленица», «Сороки», «Встреча Весны», «Благовещенье», «Вербное воскресение». Не остаются без внимания и летние праздники: «В гости к берёзке» (Троица)и праздник Ивана Купала.Благодаря включенности ребенка в деятельность по подготовке праздников, он становится не простым зрителем, а соучастником происходящего. Основываясь на опыте, можно сказать, что знакомство с детским музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества. Издавна народ придает своему песенному творчеству большое воспитательное значение. Песни не только развлекают, но и обогащают новыми впечатлениями, дают им яркие образы окружающей действительности, учат радоваться добру, сочувствовать чужой беде, воспитывают чуткое отношение ко всему живому и обогащают таким образом духовный лик детей. Таким образом, ребята приобщаются к народному творчеству и испытывают на себе его воздействие с самого детства. Самое главное - удержать интерес детей к народной музыке и народному фольклору. У каждого народа есть своя народная музыка, особенная, национальная. И она имеет свои черты: лад, интонации, костюмы, обычаи, от природы зависит особенность музыкальных инструментов. У одного народа больше песенности, у другого - танцевальное или маршевости. Конечно, очень важно, чтобы дети научились любить народную музыку разных стран и народов. Но главная задача, которая стоит перед педагогом, - научить любить детей музыку своей страны,своего родного края. Очень важно, чтобы дети дошкольного возраста знали историю «малой» родины. И преподнести это следует так, чтобы они полюбили свою Родину, природу, родной край через знакомство с русскими народными песнями своего края (региона). Детские годы очень значимы в жизни ребёнка и пролетают очень быстро. Поэтому, очень важно наполнить мир ребёнка добротой, мудрыми наставлениями, музыкальностью словосочетаний русского языка. Работая с детьми, особенно с маленькими нельзя забывать про фольклор. | |
Просмотров: 996 | |
Всего комментариев: 0 | |