Главная » Статьи » статьи учителей |
Инклюзивное образование как фактор успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждении дополнительного образования детей. Л.А.Маурина, методист, педагог дополнительного образования МАОУ ДОД «Детский центр культуры» г.Северодвинск Инклюзивное образование - это процесс обучения, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками в одних и тех же образовательных организациях, которые учитывают их особые индивидуальные потребности и оказывают обучающимся необходимую социальную поддержку. Проблема социализации детей с ОВЗ в настоящее время является одной из важнейших проблем, как в нашей стране, так и за рубежом. Сегодня можно говорить о том, что есть условия для создания такой системы: своевременная диагностика; создание адаптивной среды; обучение и коррекция развития детей должны осуществляться по общеобразовательным (общеразвивающим) программам, разработанным на базе основных с учетом психофизических особенностей и возможностей; проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - обучающимися, их родителями, педагогическими работниками. Особая роль в социализации детей с ОВЗ отводится учреждению дополнительного образования. В связи с тем, что деятельность УДО имеет несколько направлений, социальное формирование и развитие ребёнка происходит разносторонее. Цель работы МАОУ ДОД «Детский центр культуры» - организация досуга детей и подростков во внеурочное время, развитие мотивации к совместной деятельности, реализация программ и проектов в интересах личности, развитие творческих и познавательных способностей, формирование у обучающихся потребности в самовыражении, самореализации, социальной адаптации, нравственной культуры посредством творческой совместной деятельности детей и взрослых. Социализация и личностное развитие необходимо не только здоровому ребёнку, но и с ограниченными возможностями, так как талантливым из них может быть каждый. Процесс социализации личности ребенка с ОВЗ будет эффективным при условии интеграции таких детей в общество, где они могут приобрести и усвоить определенные ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни. С 2005 года в центре были открыты группы для детей с ОВЗ, когда речь об инклюзивном образовании еще не велась.
В учреждении реализуются ДОП художественно-эстетической («Мягкая игрушка», «Секреты мастерства», «Я-дизайнер», «Волшебная иголочка», «Волшебная палитра», «Юный художник»), туристско-краеведческой («Юный краевед», «Летопись родного края», «Поморье»), социально-педагогической («Азбука нравственности», «Волшебный свиток»), спортивной направленности. Таким образом, центр дополнительного образования - это островок, где ребята могут раскрыться душой и почувствовать, что они не одиноки в этом мире. Социализация детей с ОВЗ направлена на совместную деятельность ребёнка со сверстниками, приобретение опыта взаимодействия со взрослыми. Формами такого взаимодействия являются общение, занятия, тематические беседы, викторины, экскурсии, конкурсные программы, выставки, концерты, фестивали, воспитательные мероприятия. Проблема социальной адаптации детей с ОВЗ не будет решена в полной мере, если воспитанники не будут взаимодействовать с детьми и подростками других детских объединений различной направленности. Для ребёнка с ОВЗ важно, чтобы на таких мероприятиях присутствовали одноклассники, друзья, родители, бабушки и дедушки. Благоприятная атмосфера, созданная во время мероприятия, помогает ребёнку самоутвердиться, почувствовать уверенность в себе, собственную значимость. Всё это положительно влияет на его социальную адаптацию. В процессе творчества у ребенка усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка, что помогает справиться с трудностями, которые кажутся непреодолимыми для детей. Использование проблемного обучения, организация поисково-исследовательской, проектной и игровой технологии вызывают у обучающихся интерес к учебе. Через проектную работу ребята не только расширяют свои знания, но и получают возможность применить их в учебных, жизненных ситуациях, учатся планировать свою деятельность. В играх приобретают практический опыт культуры общения, учатся избегать стрессовых ситуаций, преодолевать негативные реакции: страхи, заторможенность, агрессивность. С целью создания оптимальных условий для социальной адаптации и психологической поддержки стартовал проект «Дом, который зажигает сердца», в котором приняли участие 30 обучающихся с ОВЗ. Совместная работа специалистов и родителей приводит к полноценному развитию детей. Родители - наши партнеры. Партнерство основывается на принципах уважения и признания, обмена информацией и умениями, участия в принятии решений. Следовательно, инклюзивное образование дает возможность: педагогам осуществлять социализацию детей с ОВЗ, родителям участвовать в воспитании своих детей, обществу становиться толерантным к людям с ограниченными возможностями здоровья. | |
Просмотров: 1403 | |
Всего комментариев: 0 | |