Главная » Статьи » статьи учителей |
Воспитание гражданственности и патриотизма через краеведческую деятельность обучающихся. Л.Р.Ермолина, педагог дополнительного образования МАОУ ДОД «Детский центр культуры» г.Северодвинск «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи- задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, человеческой культуре. К патриотизму нельзя только призывать, его нужно воспитывать…» (Д.С.Лихачёв). В настоящее время одной из основных задач в области образования является воспитание патриотизма и гражданственности как основы жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. В Национальной доктрине образования РФ одной из приоритетных задач объявляет воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью. Целью гражданско- патриотического воспитания является формирование и развитие личности гражданина - патриота России, способного соединить патриотические чувства и патриотическое самосознание с идеалом гражданственности, ценностями социальной солидарности, справедливости, ответственности. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.Именно поэтому актуальной является краеведческая работа, организованная в МАОУ ДОД «Детский центр культуры» для начального и среднего звена образовательных организаций города Северодвинска. Обучающиеся посещают городской краеведческий музей, участвуют в проектно - исследовательской деятельности, связанной с традициями и обычаями родного края, в краеведческих викторинах, конкурсах, заочных путешествиях, виртуальных экскурсиях, проводимых по разработанным дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам «Юный краевед» (1 - 4 классы) и «Летопись родного края»(5 - 7 классы). Источниками изучения истории родного края для обучающихся является краеведческая литература (Поморская энциклопедия, словари, справочники по истории и культуре Русского Севера, художественные произведения северных писателей). Сущность патриотического воспитания заключается в деятельности, направленной на активное познание окружающей действительности. Практика показывает, что только целенаправленная работа помогает воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине и убеждённость, мужество и героизм наших земляков, раскрывая их моральные, духовные и человеческие качества. Результаты патриотического воспитания покажет сама жизнь, но первые выводы уже можно сделать сегодня. И главный результат - это заинтересованностьобучающихся к изучению родного края, к исследовательской работе. Для занятия краеведением не нужно больших затрат, длительных поездок.Достаточно быть внимательнее к людям, живущим вокруг нас, перелистать страницы старых газет, открыть и прочитать книгу или совершить небольшую экскурсию по родному краю. И тогда малая родина откроет массу своих тайн и фактов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за её историю и культуру. Исследовательская работа помогает ощутить значимость происходящих событий для развития родного края и страны в целом. Именно, через краеведческую деятельность обучающихся происходит приобщение их к истории и культуре родного края, воспитание патриотических и гражданских качеств подрастающего поколения. Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей и монастырей, послушаешь знаменитые колокольные звоны и прикоснёшься к прекрасным творениям простого русского народа. | |
Просмотров: 724 | |
Всего комментариев: 0 | |